Специальная рабочая группа, которой лично руководил первый секретарь обкома ВКП(б) Николай Семенович Патоличев, подготовила три одинаковых экземпляра рапорта. Один из них лег на стол вождю народа. На его страницах — краткий доклад о предприятиях, которые работали в Челябинской области в годы Великой Отечественной войны, о выпускаемой продукции, а также фотографии руководителей и передовиков производства. Где сейчас находятся все три экземпляра, о каких именно предприятиях южноуральцы доложили Сталину, сколько весит один экземпляр и какие требования к его хранению — об этом «Губернии» рассказал начальник выставочного сектора отдела публикаций и научного использования документов Объединенного государственного архива Челябинской области Егор Казаков.
https://t.me/chgub
Отчет подготовили за несколько месяцев
Солидный том весит 18,5 килограмма, обложка из овечьей кожи украшена златоустовской гравюрой с переливающимися на свету камнями красного цвета. Сейчас это обычные недорогие камни, а когда-то на их месте были рубины. Со временем драгоценные камни были утеряны.
«Рапорт большевиков Челябинской области товарищу Сталину» — а именно так правильно называется увесистая книга — создали в трех экземплярах по инициативе первого секретаря обкома ВКП(б) Николая Патоличева, который посчитал необходимым доложить руководству страны о том, какой вклад южноуральские предприятия, в том числе эвакуированные в Челябинскую область, вносят в Победу.
Такая инициатива появилась в 1943 году. Рапорт объединил работу предприятий до 1944 года. На его страницах можно увидеть фотографии, сделанные как летом, так и зимой, а значит, на создание всех трех экземпляров ушло всего несколько месяцев.
Первому секретарю обкома ВКП(б) Николаю Патоличеву было важно, чтобы Сталин своими глазами увидел, какие предприятия работают в Челябинской области, какую они продукцию для фронта выпускают, какие сотрудники трудятся на производствах, какой вклад они вносят в Победу. Готовили ли подобные рапорты другие регионы страны, доподлинно неизвестно. Но точно можно сказать: не каждая территория могла себе такое позволить, поскольку это предполагает достаточно внушительный объем работы. К тому же многое зависит и от степени инициативности руководства области. А Николай Семенович даже лично вычитал каждую страницу рапорта.
Где находится экземпляр, отправленный вождю
После подготовки трех экземпляров рапорта один из них отправился в Москву. Где сейчас находится экземпляр, который лег на стол Сталину, также неизвестно, но сотрудники областного архива предполагают, что он хранится в фондах Кремля. А вот два других тома остались в Челябинской области. Сейчас один экземпляр хранится в Государственном историческом музее Южного Урала, а второй — в Объединенном архиве Челябинской области.
Рапорт сформирован не по годам, а по предприятиям. Каждому из них отведен свой раздел. На плотных картонных страницах — коллажи из множества фотографий предприятий, руководства заводов, лучших сотрудников. Каждый коллаж и фото обведены разными цветами.
Все это делалось вручную. Для нас, людей, живущих в цифровой век, страницы рапорта могут показаться детским творчеством, вызывать ассоциации со школьной стенгазетой. Но по меркам Советского Союза, а тем более военного времени, все было максимально серьезно. Нельзя было допустить даже малейшую ошибку.
— Тогда было не до шуток, проверялась каждая мелочь, — рассказал Егор Казаков. — Над рапортом работала целая бригада, в которую входили профессиональные фотографы, корректоры, наборщики. Николай Семенович Патоличев лично руководил их работой и все проверял. Он понимал, что головой отвечает за каждый лист рапорта.
Доклад начали с Магнитки
Сразу после оглавления идет краткий рассказ о магнитогорском предприятии. Почему именно Магнитка? Просто, как обратил внимание сотрудник областного архива, на тот момент именно она была главным производителем металла в Челябинской области.
Также здесь можно увидеть показатели производительности Трубопрокатного завода, который сначала эвакуировали из Мариуполя в Каменск-Уральский, а затем — в Челябинск.
Вошел в рапорт и ферросплавный завод, сейчас это Челябинский электрометаллургический комбинат. Упоминается здесь Коркинский разрез. На черно-белом фото можно разглядеть, что разработка угля еще не очень глубокая. Работы на разрезе начались только в 1936 году. Но уголь был плохого качества, поэтому его миксовали с казахстанским и кузбасским углем. И только так получали более-менее достойное топливо, которое могло гореть в топках паровозов и в котельных.
Танки испытывали в городском парке
Также челябинские большевики включили в рапорт Народный комиссариат авиационной промышленности, который производил запчасти для самолетов, различные детали, насосы, карбюраторы, Челябинский Кировский завод, который выпускал танки, Опытный завод № 100.
— Это предприятие находилось недалеко от ЧТЗ, в районе Станкомаша. Там делали опытные образцы, проводили испытания, по результатам которых решали запускать серийное производство или что-то доработать, — добавил Егор Казаков. — Кстати, в Челябинске в годы войны было много испытательных полигонов. По воспоминаниям местных жителей, один из полигонов находился в парке культуры и отдыха имени Гагарина. Туда по улице Спартака — ныне проспект Ленина — везли танки, которые на территории парка и проходили испытания. Но основной полигон находился на северо-востоке Челябинска. Это сейчас там построены микрорайоны, а в годы войны там были пустыри, на которых действовал танкодром. Танки испытывали в переходах вброд рек, смотрели, как они себя ведут во время движения по камням и грязи.
Делали в Челябинске и авиабомбы. Их выпускал завод № 254, который также упомянут в рапорте.
Цинковый завод, «УралЗиС» в Миассе, завод «Калибр», «Магнитострой», «Челябметаллургстрой», завод металлоконструкций — эти и многие другие предприятия также попали на страницы рапорта для Сталина. При этом конкретных цифр по объемам производства не упоминали — эта информация была засекречена.
Как добавил сотрудник областного архива, рапорт хранят в специальном кофре, выполненном из оргстекла и металла.
Историческим документам важны стабильная температура и влажность
В целом же в хранилище областного архива сейчас находятся в общей сложности 2 700 000 различных дел. Какие-то состоят лишь из одной страницы, но есть и такие, в которых может быть до полутора тысяч страниц. Среди них немало любопытных материалов, датированных 1917 годом, интересные, по словам Егора Казакова, и дела 20-30-х годов прошлого столетия. Засекреченные дела в своих фондах архив не хранит — они находятся в хранилищах ФСБ. Но те материалы, которые чекисты рассекречивают — в основном это личные дела репрессированных — передаются в Объединенный архив Челябинской области.
В помещениях, где хранятся исторические документы, всегда держится стабильная температура в районе 17- 18 градусов и 50-процентная влажность.
Напомним, челябинская «Губерния» вместе с областным архивом запустила цикл материалов, посвященных 80-летию Великой Победы. Открыл рубрику материал о героях семьи Николая Антипина, заместителя директора областного архива. Также мы рассказывали о Героях Советского Союза Михаиле Галкине и Николае Тузове. На нашем сайте можно прочитать историю создания и установки памятника танкистам-добровольцам в центре Челябинска и о том, почему героизм павших фронтовиков стали увековечивать в монументах лишь спустя 20 лет после окончания Великой Отечественной войны. Большой интерес вызвал материал о том, как Челябинская область помогала Донбассу в годы Великой Отечественной войны. Продолжили рубрики истории о челябинских журналистах: Михаиле Гольдберге и братьях Вохменцевых.