Эвакуированные в годы войны ученые дали импульс развитию науки в Челябинской области

08.05.2025, 09:58
Читать на сайте Magnit-news.ru

В первой половине прошлого века Челябинск не отличался интеллектуальными традициями. Вузы можно было пересчитать по пальцам, а готовили они в основном специалистов для сельского хозяйстваи педагогов. Последние, к слову, нередко заваливали экзамены по русскому языку, поэтому никто не удивлялся, когда студента будущего учителя оставляли на второй год. Как ни странно, меняться ситуация начала с началом Великой Отечественной войны, когда Челябинская область стала принимать эвакуированных ученых из Москвы и Ленинграда. Какие вузы эвакуировали в Челябинск, как и для чего создали Дом ученых, почему великие умы собирались в коридорах, чем они помогали южноуральским предприятиям и по какой причине Дом ученых перестал существовать об этом и многом другом Губернии рассказал главный археограф Объединенного государственного архива Челябинской области Михаил Базанов.
https://t.me/chgub

Дом ученых до сих пор как белое пятно в истории Челябинской области времен Великой Отечественной войны. По словам Михаила Базанова, об этом учреждении мало что известно, подробных исследований о его работе не существует. Даже в фондах областного архива информации о нем мало: несколько заметок, которые вышли в Челябинском рабочем, парочка стенографий и постановлений. Изучая тему, Михаил Базанов также нашел по одной статье в энциклопедии Челябинска и Челябинской области, в которых упоминается Дом ученых. Но сам факт существования такого учреждения на Южном Урале в годы Великой Отечественной вызывает большой интерес у историков. Ведь именно тогда была сделана попытка объединить в нашем регионе ученых, исследователей, разработчиков различных технологий, создать для них определенные условия для общения, развития. К тому же в годы войны их разработки и идеи были ценны, а предприятия регулярно обращались к ученым за консультациями, чтобы повысить эффективность производства продукции, важной для фронта.

Эвакуация в интеллектуальный вакуум

Если верить авторам энциклопедии Челябинской области, то в годы войны к нам в регион прибыло 16 высших учебных заведений, рассказал Михаил Базанов. Это первый и второй Киевские мединституты, которые потом объединились в один. Кстати, на его основе затем и создали медицинский университет, который сейчас действует в Челябинске. Также в регион прибыл Сталинградский механический институт. Он в конечном итоге стал отправной точкой для создания ЧПИ, а сегодня это известный многим Южно-Уральский госуниверситет. Также полностью к нам эвакуировали Ленинградский педагогический институт, но разместили его в Кыштыме. Приехали на Южный Урал и отдельные исследовательские институты. Например,Институт энергетики Украинской академии наук, который расположился в Копейске, заводские лаборатории и многие другие учреждения. Но, приехав в Челябинскую область, все эти вузы и их сотрудники попали в интеллектуальный вакуум. Ведь на тот момент в нашем регионе научные сотрудники занимались в основном вопросами разведения поголовья крупного рогатого скота. К тому жеэвакуированные ученые оказались оторванными от своих библиотек,от значительной части необходимого им оборудования, архивных материалов. С другой стороны, надо понимать еще и реакцию местных властей: в регион прибывает значительный интеллектуальный слойстраны, а как выстраивать работу с ним, власть не знает.

Растерянность и тех, и других постепенно стала сменяться желанием начать выстраивать диалог. И появились первые попытки объединения эвакуированных ученых и научных сотрудников. При этом инициативу проявили сначала не челябинцы, а магнитогорцы. В декабре 1941 года в городе металлургов создали комитет ученых для помощи фронту. А уже в марте 1942 года Челябинский горком партии объявил о решении создать в Челябинске городской Дом ученых, который бы координировал усилия научных работников. Соответствующее решение зафиксировано сразу в двух документах от 12 марта 1942 года.

Во многом работа по объединению ученых началась благодаря активности сотрудников Киевского мединститута. А потому и оргкомитет доверили возглавить одному из представителей вуза Александру Юдиновичу Лурье. В организационный комитет включили не только представителей профессуры, но и руководителей действующих на тот момент в Челябинске заводов.

А уже 13 марта того же года в Доме политпросвещения горкома состоялось общее собрание, на котором обсудили и поддержали идею создания Дома ученых. В своем выступлении Александр Лурье обозначил основные задачии инициативы: создать ученые советы, которые бы решали существующие практические проблемы, сократить сроки между научной работой, получением результата и внедрениемего в производство, наладить диалог между эвакуированными в Челябинск учеными и местным партийным руководством.

Выступавший на собрании профессор Нуд выразил уверенность, что Дом ученых сможет создать связку между учеными-практиками и учеными-теоретиками, поможет наладить контакт с предприятиями и местной властью.

В Доме ученых создали 12 секций

Обсуждали и структуру организации. Например, было предложение не делить Дом ученых по секциям. Вместо этого предлагалось выстраивать внутреннюю структуру вокруг конкретной задачи, которая бы объединяла ученых разных специальностей. Несмотря на то, что идея показалось любопытной, ее не реализовали, а пошли по привычному пути. В результате в Доме ученых организовали 12 секций: энергетическую, металлургическую, химическую, машиностроительную, секцию механизации сельского хозяйства, сельскохозяйственную, архитектурно-строительную, геолого-географическую, медицинскую, социально-экономическую. Кроме того, создали секции педагогики и психологии, а также искусства и литературы. Последнюю организовали по просьбе сотрудников государственного академического театра, который также эвакуировали на Южный Урал в годы войны.

8 апреля на очередном общем собрании избрали правление Дома ученых. В него вошли 15 человек. А возглавил его все тот же Александр Лурье.

Членство в научном сообществе было платным

В апреле 1942 года свои заявления на включение в состав Дома ученых подали 235 человек. А уже в июне того же года количество членов организации выросло до 360 человек.Вступить в Дом ученых могли кандидаты с ученой степенью и с ученым званием, те, кто занимал должность старшего научного сотрудника, доценты, профессоры, а также люди, которые известны стране своими изобретениями, открытиями и конструкциями. Членство, к слову, было платным. Вступительный взнос 25 рублей, и ежегодно за продление членства нужно было платить еще столько же.

Когда количество членов Дома ученых стало расти, возник вопрос о статусе организации.

Изначально Дом ученых создавали как городскую организацию, но, поскольку эвакуация ученых в Челябинскую область не прекращалась, их становилось больше, многие желали вступить в ряды организации, ее численный состав быстро вырос, добавил археограф. И в августе 1942 года бюро Челябинского обкома партии принимает решение реорганизовать Дом ученых из городской в областную организацию. Головное отделение было в Челябинске, а в других городах области открыли филиалы. Их создали в Троицке, Кыштыме, Миассе, Кургане и Шадринске (до февраля 1943 года Курган и Шадринск входили в состав Челябинской области ред.).

Работали без финансирования, а заседания проводили в коридорах

В декабре 1942 года ученые утвердили план своей работы, поставив перед собой задачи искать доступные заменители стройматериалов, металлов, рационализировать производство. Затем разработали и положение своей организации. Но полноценной работы не получалось все упиралось в финансирование, которое никак не мог выделить областной исполком партии. Пока организация имела городской статус, ее финансировал горисполком. А после реорганизации в областной Дом ученых за него стали отвечать облисполком, обком партии, горисполком и горком. Все это создавало дополнительные проблемы. Партийные органы только в январе 1943 года утвердили положение и финансирование областного Дома ученых. Все это время сами ученые работали, как получалось: без денег, но с желанием.

Не решался и вопрос с выделением помещения ученым для встреч, заседаний секций и обсуждения важных вопросов.

Отсутствие собственного здания было одной из основных проблем, уточнил Михаил Базанов. Если покопаться в постановлениях, то можно найти решения о выделении зданий. Но в каждом последующем постановлении говорится, что выполнить предыдущее решение не получилось, поэтому выделят другое здание. Свое место дислокации Дом ученых менял не менее четырех раз. Иногда организации выделяли две четыре комнаты. Поэтому ученые встречались в прямом смысле, где придется: когда на кафедре в каком-нибудь вузе, а когда и у кого-то дома. Например, известно, что энергетическая секция заседала буквально в коридоре.

Бригады ученых консультировали военные предприятия

Несмотря на трудности, внутри секций работа кипела. Более того, в каждой из них организовали бригады, которые посещали предприятия региона, знакомились с их работой, изучали проблемы, консультировали, разрабатывали различные предложения, которые помогли бы повысить эффективность производства.

Помимо работы в секциях, ученые организовывали и проводили совещания и конференции. Так, в августе 1942 года совместно с Институтом энергетики Украинской академии наук, которая базировалась в Копейске, прошла конференция энергетиков. В апреле 1943 года состоялось совещание, на котором обсуждали заменители дефицитных материалов в основных областях промышленности. Также проходила конференция по переводу автомобилей с жидкого топлива на газ и многие другие.

Самая масштабная конференция, организованная Домом ученых, прошла в марте 1944 года. В ней участвовали более 300 человек из Челябинска, Магнитогорска, Кыштыма, Миасса, Златоуста, Троицка. А заседание открывал секретарь по вопросам идеологии обкома партии Алексей Шварев, который в своем выступление обозначил необходимость поднимать уровень культуры Челябинской области до уровня Москвы и Ленинграда.

Из-за дефицита бумаги решения научных конференций не издавали

Но и здесь не обходилось без проблем. На конференциях и собраниях принимались решения, которые необходимо было фиксировать на бумаге. Но все упиралось в ее отсутствие. Несмотря на докладные,в которых ученые просили выделить бумагу, чтобы издать решения, вопрос не решался.

Именно поэтому о той же конференции в марте 1944 года мы знаем только благодаря публикации, которая тогда появилась в газете Челябинский рабочий, добавил Михаил Базанов. К слову, ничего неизвестно и о практическом применении рекомендаций ученых на предприятиях, поскольку документов также не существует. Но, если верить докладной записке от 1944 года, секции Дома ученых дали 100 научно-технических заключений по различным вопросам техники производства. Это говорит о том, что предприятия обращались к ним за консультациями. Но, к сожалению, никаких практических примеров у нас нет.

Есть короткие упоминания в различных отчетах о том, что ученые разработали определенные антикоррозийные смазки, инновационный метод отбеливания бумаги, исписанной чернилами. Но применяли ли это на практике, неизвестно. Отчасти еще и потому, что предприятия не обязаны были ставить ученых в известность о внедрении в производство предлагаемых разработок.

Реэвакуация обернулась крахом Дома ученых

К апрелю 1943 года в Доме ученых насчитывалось 412 человек. Но затем началась реэвакуация. И она стала главным ударом по Дому ученых Челябинской области.

К июню 1943 года количество ученых, которые состояли в организации, сократилось до 327 человек, а в составе правления к началу 1944-го осталось всего пять человек, добавил Михаил Базанов. Ученые начали возвращаться на родину. В полном составе уехали кыштымский и миасский филиалы. Полностью уехала вся архитектурно-строительная секция.

С этого момента работа Дома ученых Челябинской области стала постепенно угасать. Хотя попытки возродить организацию предпринимались вплоть до начала 1950-х годов, справиться с кризисной ситуацией не получилось. Однако во многом именно благодаря эвакуированным на Южный Урал ученым в годы войны наука в нашем регионе начала развиваться.

Совместно с Объединенным государственным архивом Челябинской области Губерния еще зимой этого года запустила цикл материалов, посвященных 80-летию Великой Победы. Открыл рубрику материал о героях семьи Николая Антипина, заместителя директора областного архива. Также мы рассказывали о Героях Советского Союза Михаиле Галкине и Николае Тузове, о южноуральских журналистах-фронтовиках Михаиле Гольдберге и братьях Вохменцевых, об истории создания и установки памятника танкистам-добровольцам в центре Челябинска, о том, почему героизм павших фронтовиков стали увековечивать в монументах лишь спустя 20 лет после окончания Великой Отечественной войны. Интересным получился материал о том, как Челябинская область помогала Донбассу в годы Великой Отечественной войны. На нашем сайте можно прочитать материал о роли железной дороги во время войны и о рапорте про работу промышленных предприятий региона, который южноуральцы подготовили для Сталина. А заведующий отделом публикаций и научного использования документов областного архива Александр Лымарев рассказал Губернии, как регион отмечал День Победы в 1945 году.


Популярные новости за сутки

Больше новостей на Magnit-news.ru