Сегодня на аппаратном совещании заместитель главы города Александра Макарова подвела итоги реализации мер по развитию туризма в Магнитогорске.
В начале своего доклада Александра Николаевна отметила, что развитию внутреннего туризма в России в последние годы уделяется большое внимание. Данная отрасль уже давно не рассматривается через призму исключительно объектов туристического интереса, а подразумевает нечто более важное как для страны, так и для каждого муниципального образования.
Поддержка индустрии туризма и гостеприимства способствует социально-экономическому развитию муниципалитета:
- развивается не только туристическая, но и городская инфраструктура;
- создаются новые рабочие места;
- увеличиваются доходы бизнеса и местного бюджета;
- повышается положительный имидж города;
- формируется патриотическое сознание.
Поэтому развитие туризма уже давно стало одним из обязательных направлений работы муниципальных властей как в традиционных туристических локациях, так и в новых, перспективных, еще только зарождающихся точках притяжения. Причем конечными получателями результатов этой деятельности является сами горожане: улучшается качество городской среды, создаются новые возможности для отдыха и развлечений, что способствует повышению уровня благосостояния населения и качества его жизни.
«В соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления имеют право на осуществление деятельности по созданию условий для развития туризма на своей территории. Основная задача администрации города Магнитогорска сейчас – это создание вышеупомянутых условий, вовлечение в данную сферу всех заинтересованных сторон и обеспечение их взаимодействия в целях реализации туристического потенциала нашего города», – отметила Александра Николаевна.
Первым важнейшим направлением по созданию условий для развития туризма на территории Магнитогорска является формирование комфортной городской среды и туристической инфраструктуры.
Так, благоустройство города – один из главных приоритетов развития Магнитогорска, показатель его привлекательности не только для населения, но и для туристов. Результаты этой работы видны невооруженным глазом. На данный момент с уверенностью можно сказать, что Магнитогорск – это современный город, в котором комфортно жить, работать, учиться и отдыхать.
Также на территории города расположено множество различных объектов, которые являются не только точками туристического интереса, например, различные достопримечательности, но и способствуют комфортному пребыванию путешественника в Магнитогорске.
Заместитель главы города подчеркнула, что немаловажным аспектом реализации туристического потенциала Магнитогорска является его продвижение и популяризация как среди потенциальных гостей города, так и среди самих горожан. С этой целью администрация города использует несколько традиционных каналов в экосистеме, объединенной хештегом #visitmagnitogorsk. Для того, чтобы быть в курсе актуальных новостей в этой сфере, все желающие могут подписаться на тематические сообщества и каналы в социальных сетях, в том числе «ВКонтакте», «Дзен» и «Rutube».
Продолжает свою работу официальный туристический портал visit.magnitogorsk.ru – единая платформа для гостей города, используя которую можно в режиме «одного окна» ознакомиться с городскими достопримечательностями, выбрать подходящую экскурсионную программу или отель, распланировать досуг с календарем городских мероприятий, найти подходящий сувенирный магазин. За 2024 год сайт visit.magnitogorsk.ru посетило 34,2 тысячи уникальных посетителей, что более чем в шесть раз больше, чем в 2023 году.
Способствует продвижению турпривлекательности и фирменный стиль туристического бренда города – «Магнитогорск. Стальное сердце России». В 2024 году Роспатент зарегистрировал туристический знак «Магнитогорск. Стальное сердце России» в качестве товарного. С каждым месяцем увеличивается число организаций, желающих использовать данный товарный знак в своей работе: например, при изготовлении продукции и оформлении витрин. Для его применения на законных основаниях необходимо получить бесплатное официальное разрешение, для чего необходимо обратиться в управление экономики и инвестиций администрации города.
«Развивается в Магнитогорске и сфера производства и реализации сувенирной продукции. Любой сувенир, привезенный из поездки – это не только памятная вещь, но и хороший инструмент продвижения территории. Сегодня гости города не испытывают проблем в части приобретения сувениров с городской символикой и иными знаменитыми местными брендами: «Стальное сердце России», «ММК», «Притяжение», «Металлург», «Магнитка», - рассказала Александра Макарова.
Потенциал Магнитогорска на постоянной основе представлен на крупнейших международных и всероссийских мероприятиях туристической направленности, что позволяет заочно познакомиться с городом как заинтересованным туристам, так и профессионалам отрасли – представителям туроператоров, турагентов, СМИ.
В 2025 году Магнитогорск принял участие в международной туристической выставке «MITT» в Москве: информацию о Магнитогорске и памятные сувениры получили более 2,5 тысяч гостей стенда Челябинской области.
С целью продвижения Магнитогорска представители администрации города принимают участие и в различных премиях, смотрах и конкурсах, среди которых: «Маршрут года», «Маршрут построен», «Туристические города», «Парки России» и многие другие. Участие в подобных мероприятиях не только демонстрирует турпотенциал Магнитогорска, но и гарантирует его информационную поддержку, отмечает Александра Николаевна.
Присутствие Магнитогорска в авторитетных источниках массовой информации в положительном ключе значительно повышает интерес к городу со стороны широкого круга зрителей и читателей. Предыдущие 12 месяцев оказались богаты на съемки различных популярных телепрограмм для множества федеральных российских телеканалов, которые проходили на территории Магнитогорска и в его окрестностях. Среди самых заметных шоу выделяются:
- «Поедем, поедим» (телеканал «НТВ»);
- «Повара на колесах» (телеканал «Первый канал»);
- «Невероятно интересные истории» (телеканал «РЕН-ТВ»).
Отдельным направлением работы по продвижению имиджа города стали несколько блог-туров в Магнитогорск, организованных ПАО «ММК», в рамках которых региональные и федеральные блогеры познакомились с городом и комбинатом. Суммарная аудитория участников блог-туров на различных площадках – более миллиона человек.
Следующим блоком, создающим условия для развития туризма в Магнитогорске, является блок организации крупных и интересных широкому кругу лиц, в том числе туристам, мероприятий. В этой части у города создана соответствующая инфраструктура и накоплен солидный опыт организации и проведения подобных мероприятий.
«Знаковым событием первой половины 2025 года стал приезд в Магнитогорск Геннадия Васильевича Шаталова, одного из авторитетных российских экспертов в сфере туризма и гостеприимства. Геннадий Васильевич провел в Магнитогорске два семинара, которые привлекли внимание слушателей не только из Магнитогорска, но и со всего Урала. Визит знаменитого эксперта был бы невозможен без совместной работы администрации города, ПАО «ММК» и АНО «Центр проектного развития территорий и туризма Челябинской области», — подчеркнула заместитель главы города.
Помимо мероприятий, проводимых муниципалитетом, город все чаще попадает в поле зрения организаторов различных региональных и всероссийских форумов, съездов, спортивных событий и т.д. Так, в 2025 году Магнитогорск принял хоккейный матч за «Кубок Поколения» и медиафорум «Медиагора-2025». Все вышеупомянутые события привлекают в Магнитогорск жителей других регионов России, которые активно знакомятся с городом и его туристическими локациями.
Драйвером успешного достижения всех вышеупомянутых результатов в данной сфере является координация деятельности различных сторон, заинтересованных в развитии туризма и смежных с ним отраслей хозяйствования. В этой части администрация города взаимодействует с бизнесом, вышестоящими органами власти, туристско-информационными центрами других российских городов, а также с самими туристами.
Взаимодействие с коммерческим сектором направлено в первую очередь на включение субъектов бизнеса (туроператоров, отелей и гостиниц, гидов-экскурсоводов, транспортных компаний и т.д.) в туристическую деятельность, а также их информационно-консультационная поддержка по множеству направлений.
Немаловажным элементом в этом блоке является Координационный совет по развитию туризма на территории Магнитогорска – единая площадка обсуждения достигнутых результатов, перспектив и проблемных вопросов, возникающих в указанной сфере, подразумевающая участие представителей разных сторон: от администрации города и бизнеса до экспертов и неравнодушных граждан.
Продолжается тесное сотрудничество и с региональными структурами, в полномочия которых входит развитие туризма на территории Челябинской области. Также администрация города налаживает плодотворные контакты с туристско-информационными центрами других городов России и Челябинской области, в частности. В их адрес направляются предложения о взаимовыгодном сотрудничестве и обоюдной информационной поддержке на различных ресурсах. На данный момент идет активное сотрудничество с Пермью, Саткой, Троицком, Златоустом, Верхнеуральском, Каслями и Кыштымом.
Администрация города не обходит вниманием и самих гостей Магнитогорска, которые не только пользуются городскими информационными ресурсами для туристов, но и посещают достопримечательности и муниципальные учреждения. На постоянной основе специалисты администрации города анализируют обратную связь от туристов. Свои вопросы и предложения в данной сфере гости города могут отправить на специальный ящик электронной почты, размещенный на турпортале visit.magnitogorsk.ru, либо в личные сообщения профильного сообщества во «ВКонтакте».
В середине 2025 года заметны результаты деятельности, которая была описана выше:
- фиксируется стабильный туристический интерес к Магнитогорску, в первую очередь благодаря промышленному туризму, лидером которого в масштабах России остается ПАО «ММК»;
- наблюдается активное включение в обозначенную сферу деятельности субъектов бизнеса и представителей некоммерческого сектора, в том числе в части развития культурно-познавательного и детского туризма;
- проводится все больше разноплановых мероприятий регионального и всероссийского уровня, привлекающих внимание туристов;
- возрастает количество граждан (пользователей информационных ресурсов), интересующихся тематикой туризма в Магнитогорске.
«Сегодня Магнитогорск стремительно меняется: из промышленного центра он превращается в комфортный и современный город для людей. Наша программа развития направлена на повышение качества жизни горожан. Безусловно, промышленность остается основой экономики — наш комбинат оснащен новейшим оборудованием, здесь работают высококвалифицированные специалисты. Но теперь мы создаем такую же высокую планку и в других сферах: в благоустройстве, туризме, культуре и спорте. Магнитогорск уже стал заметной точкой на карте России. К нам приезжает все больше гостей, развиваются экскурсионные маршруты, регулярно проходят федеральные и региональные форумы. Мы входим в число ведущих культурных и спортивных центров Урала, и с каждым годом добавляем новые объекты и точки притяжения. Для нас важно, чтобы у людей были не только хорошая работа и достойная зарплата, но и комфортные условия для жизни: качественное образование для детей, современные парки, места для отдыха. Развитие должно быть комплексным — и мы уверенно движемся в этом направлении. Магнитогорск уже сегодня — один из лидеров среди городов Урала и России. Мы занимаем высокие позиции в рейтингах и намерены укреплять этот статус, делая город еще лучше для его жителей и гостей», — подытожил глава Магнитогорска Сергей Бердников.