Профессии будущего, скорость внедрения новых технологий и уязвимость искусственного интеллекта – об этом и не только узнали ребята, отдыхающие на профильной смене «Эрудит» в ДЗК «Абзаково».
Мастер-класс «Карта будущего, которую рисуешь ты» для ребят, совмещающих летний отдых с наукой, провела стратег и модератор образовательных программ в Бизнес-школе «Сколково» Екатерина Гувакова. Тема обсуждалась не просто интересная, а актуальная для подростков. Сухим языком взрослых специалистов ее называют «профориентацией», а для детей это рассуждение на тему «кем я буду, когда вырасту».
На первом этапе Екатерина предложила ребятам обсудить их будущие профессии и вообще понять, какими они видят себя через 10 лет.
«Зачастую родители принимают большинство решений в жизни ребенка. И такой формат, когда ты можешь поговорить и услышать детей, – что они хотят, о чем думают, что для них ценно – это уникальный опыт. Для них важно быть успешными и реализованными, найти ту профессию, которая будет их и развивать, и приносить финансовую обеспеченность. Услышать это от детей такого возраста очень ценно. В «Абзаково» правильно делают ставку на этот возраст, когда ребята уже все понимают, когда их можно и нужно слушать», - рассказала эксперт.
Школьники называли разные профессии и сферы – звучали варианты юриста, адвоката, врача и даже космонавта. Многие отметили, что им важно быть успешными и состоятельными. Однако, как отметила Екатерина Гувакова, в формировании видения будущей профессии у подрастающего поколения есть нюанс. И имя ему – «диффузия технологий»:
«Современный мир слишком динамичный. Например, возьмем авиацию. Развиваясь с 30-х годов прошлого века, этой отрасли потребовалось долгое время, практически 50 лет, чтобы максимально проникнуть в потребление. Но чем ближе мы подходим к современности, тем быстрее происходит проникновение, так называемая диффузия. Существует график внедрения технологий в повседневную жизнь, и в последние десятилетия это практически вертикальный взлет – как только технология появляется, ее тут же интегрируют в нашу жизнь на сто процентов».
Применима теория и для промышленных технологий. Из всего сказанного спикер сделала однозначный вывод:
«Наше представление о профессиях, которое есть сейчас в том числе у вас, не будет соответствовать реальности через пять или десять лет. Возможно это будет не адвокат или просто юрист, а юрист по решению споров с искусственным интеллектом. Определенные вещи происходят прямо сейчас. Если вы не будете смотреть контекст, если не будете смотреть в будущее – вы опоздаете. Время сокращается, технологии позволяют нам сильно убыстряться».
А значит уже сейчас ребята, по словам Екатерины Гуваковой, должны держать в голове знания и навыки, которые смогут пригодиться им в будущем. Понять, что сейчас в тренде, и как этот тренд будет выглядеть в 2035 году.
С новой установкой школьники вновь взялись размышлять на тему своего будущего. Для работы они получили карточки с предполагаемыми профессиями будущего, список навыков и школьных предметов. Принцип простой – выбрать занятие по душе, подобрать к нему навыки и знания, которые нужно развивать уже сейчас, на которые следует делать упор в годы обучения.
Мозговой штурм длился полчаса. По результатам жарких обсуждений на флипчартах каждой команды появились необходимые списки, и началась презентация.
Из предложенных специалистом «Сколково» профессий будущего, первая команда выбрала «Координатора климатических решений». Его задача – искать способы уменьшения вреда от изменений климата. Ребята предложили расширить возможности профессии до управления погодой с помощью ядерной энергии. Такой вид деятельности они назвали «Ядерный эколог». Юные знатоки физики с других столов сказали, что это вряд ли возможно и не совсем безопасно, но Екатерина Гувакова напомнила, что речь идет о будущем и развитии технологий на десятилетия вперед. А значит – допустить можно и такое. Ведь человечество сейчас в поисках возобновляемых источников энергий.
«Сейчас существует такое направление в Китае, как инженеры погоды, которые работают на границе с Монголией, там пустыня. Они с помощью дронов управляют климатическими потоками таким образом, чтобы повысить уровень плодородия почвы. То есть зелени в пустыне добавляют», - рассказала спикер.
Еще один пример – это разгон туч в небе над столицей перед проведением каких-либо парадов. Но эта практика существует уже десятилетия.
Ребята посчитали, что координатору климатических решений и ядерному экологу важны навыки экологического и аналитического мышления, а также адаптивность к изменениям.
Другая команда выбрала профессию «Биоэтика». Его задача разбираться в моральных вопросах генной инженерии, клонов и искусственного интеллекта. Ребята решили, что профессия станет актуальной к 2035 году, потому что примерно к этому времени ученые начнут работать над модификацией человеческого генома, а следовательно – начнутся и проблемы.
«Предметы для сдачи: информатика, биология, обществознание, литература и русский язык. Это профессия сочетает в себе мораль, этические нормы. Поэтому нужны предметы для гуманитариев. Также важно экомышление и аналитическое мышление, чтобы воспринимать всю систему в комплексе», - объяснили свой выбор ребята.
Разбирались на мастер-классе профессии медиапсихолога и космического гида, специалиста по кибербезопасности личности и специалиста по дополненной реальности в образовании.
Удивительно, но из всего представленного разнообразия, многие профессии повторялись. Многие ребята остановили свой выбор именно на координаторе климатических решений, правда без ядерной составляющей. Очевидно, что молодежь волнуют глобальные проблемы человечества и они стремятся их решить.
Мероприятие немного вышло за рамки обозначенного тайминга, потому что школьники вступали в дискуссии и стремились как можно подробнее обосновать свое видение профессий будущего.
В завершении мастер-класса Екатерина Гувакова предложила ребятам немного замедлится и ответить себе на вопрос «Что я понял о себе сегодня?». Ведь эта встреча, хоть и проходила в игровом формате, затронула серьезную тему. И каждый из присутствующих ребят получил возможность определить для себя вектор дальнейшего развития, заглянуть в будущее и понять, какое место он хочет в нем занимать.
А на вопрос, что сама Екатерина получила от встречи с магнитогорскими школьниками, спикер ответила:
«Это не первый мой опыт общения с детьми в таком формате, но такое количество талантливых детей, собранных вместе – это уникальная история. Я очень хотела здесь побывать, ведь я лично курировала группу Магнитогорска на программе «Гостеприимные города», где обсуждался проект школы-интерната для перспективных детей в Абзаково. И это был один из ключевых моментов для становления города как центра развития молодежи. И вот я здесь. И испытываю восторг! Когда смотришь на детей и понимаешь, что они не продукт воспитания своих родителей, а самостоятельные личности, которые стремятся, которые размышляют про будущее, они говорят осознано. Для меня это как награда».