Жизнь в книге. В Челябинске издан альбом о творчестве Игнатия Вандышева

7 октября 2025, 13:25

Автор новой книги искусствовед и историк Галина Трифонова. С 1970-х годов она принимает активное участие в художественной жизни Южного Урала как критик, куратор выставок классического и современного русского искусства из музейных и частных собраний, как педагог, исследователь и автор более двадцати книг.

Она работала в Челябинской картинной галерее, преподавала в Южно-Уральском государственном университете, сегодня доцент Южно-Уральского государственного института искусств имени П.И. Чайковского. Многие годы она изучает судьбы и творчество южноуральских художников и поставила перед собой задачу написать книги он трех решающих фигурах в истории искусства Челябинска и Южного Урала. Ранее вышли альбомы о Николае Русакове и Валентине Челинцовой, теперь в челябинском издательстве Авто Граф увидела свет книга Игнатий Вандышев: жизнь и творчество, 18911964 гг..

Письма академика

Судьба Игнатия Лукича Вандышева, казака-хлебороба по рождению, художника по мироощущению, типична для многих и многих представителей русского казачества, испытавших на себе жизненные тяготы, страдания и переломы отечественной истории первой половины ХХ века. Первая мировая война и две революции, Гражданская война, коллективизация, индустриализация, Великая Отечественная война все непреодолимые обстоятельства жизни не смогли противостоять порыву живой души, глубокому прорастанию в мир искусства, когда творчество становится атмосферой, дыханием и ежедневным делом, замечает автор книги Галина Трифонова.

Игнатий Лукич Вандышев родился в 1891 году на хуторе Вандышево недалеко от станицы Уйской. Как и положено казаку, его жизнь должна была быть посвящена службе и защите Отечества, но он хотел творчества: Люди помогали мало, потому что не понимали. Любовь моя к изобразительному искусству была страстная с малых лет. Но поддержки со стороны родственников не имел, наоборот, часто надо мной смеялись, издевались и ругали позднее написал в автобиографии Игнатий Вандышев.

Художника-самоучку поддержал профессор Императорской академии живописи, ваяния и зодчества академик Николай Самокиш. В 1912 году в Огоньке Вандышев увидел фотографию художника с учениками и написал ему, отправил свои рисунки, завязалась переписка, письма академика Игнатий Вандышев хранил всю жизнь. Николай Самокиш писал: Милостивый государь! Получил ваши рисунки и посмотрел их. У вас есть некоторая наблюдательность и способность передачи на бумагу тех предметов, которые вы видите вокруг себя. Знаний, необходимых для правильного рисования, у вас нет. Мой совет вам рисовать побольше с натуры.


Сенной базар летом в старом Челябинске. Игнатий Вандышев. 1946 год. ГИМЮУ

Настоящий художник

Игнатий Вандышев хотел учиться, но такой возможности у него не было, и он последовал совету академика: стал много и усердно рисовать, даже на войне Казак по рождению, с началом Первой мировой войны отправился на фронт, служил писарем 10-го казачьего полка Оренбургского казачьего войска. Свои письма домой он сопровождал рисунками военного быта, жителей и жилищ Галиции, Молдавии, Румынии, у него родились целые циклы Типы 10-го полка, Типы Волынской губернии.

В 1918 году он ненадолго вернулся домой и был призван в армию Александра Колчака, хотя воевать против своих не хотел. К счастью, и не пришлось. Зато в Омске он впервые встретился с настоящими художниками, в своем дневнике он писал: В 19201921 годах я впервые в жизни нашел счастье на стороне Советов учиться художеству. Занимался в красноармейской студии в Омске, потом помогал организовывать художественную школу имени Врубеля, а когда ее организовали, учился в ней год и, несмотря на свои двадцать семь лет, чувствовал себя юношей.


На дневке при отступлении. Игнатий Вандышев. 1916 год. ЧГМИИ

Вернувшись в родные места, художник пашет землю, пишет маслом, рисует односельчан, сотрудничает с троицкой газетой Вперед, для которой посылает сатирические рисунки из жизни деревни и преимуществах колхозного строя. В 1927 году его работы были представлены на выставке крестьянских художников-самоучек в Свердловске, а затем в Москве. После этого о художнике с хутора Вандышево написали десятки газет: Игнатий Вандышев, крестьянин, показал целую серию карандашных набросков, портретов, жанровых сценок, масло и графику. Четкий, острый штрих, изящество линий впору настоящему художнику, можно было прочитать в Известиях.

Игнатий Вандышев стал настоящим художником, в 19271930 годах он учился во Всероссийском художественно-техническом институте, после чего начал преподавать рисование в Уйской школе колхозной молодежи, там он устраивает с учащимися агитационные карнавалы, выпускает стенную газету и рукописный журнал, открывает выставку своих работ. Один из посетителей выставки написал в книге отзывов: Ваша выставка картин мне очень понравилась. Вообще большинство картин у вас взято из деревенского быта, где мне все понятно. А еще у вас картины 19211922 годов произвели большое впечатление. Передо мной живо встали дни голода, когда весь народ голодал. И главное, я многому у вас научился.


Улица Большая в дореволюционном Челябинске. Игнатий Вандышев. 1947 год. ГИМЮУ

Искра живописной жизни

В 1934 году художник переехал в Челябинск, работал в редакции газеты Челябинский рабочий, в 1936 году вступил в только что организованное Челябинское отделение Союза советских художников. К этому времени Игнатий Вандышев определил для себя две одинаково любимые темы прошлое и настоящее.

Сразу после войны художник обращается к теме старой Челябы и создает целую серию полотен с ушедшими видами, которые еще помнил он и старожилы: Челябинская пересыльная тюрьма, Сенной рынок в зимний день, Сенной базар летом, Сенная площадь и Заречье, Улица Большая, Соборная площадь, Вид на Челябинск с Семеновской горки, Александровская площадь. За эти работы художнику не раз приходилось слышать от своих товарищей по искусству и заезжих критиков, что он протаскивает вредную идеологию, что его не трогает советская современность. Эти замечания были несправедливы: в своих работах Игнатий Вандышев изобразил проводы эшелонов Курскую область, труд магнитогорских металлургов, праздник Победы в 1945 году, преображение Челябинска после войны.

В 1946 году художник записал в дневнике: Вероятно, все же есть во мне какая-то искорка живописной жизни. Посмотрю на молодежь и вспоминаю свое прошлое, как я брыкался, совался туда, где добрые люди находились и учились тому, чего я жаждал. Мое детство тоже сплошная жажда. Снег, уголь из полевого костра, цветные камешки под мельничным колесом, в берегу золотая и серебряная глина жизнь, бывало, моя. Надо помогать сейчас ребятам, жаждущим этого. Как у меня, в памяти на всю жизнь добрая душа Самокиш!.

Больше новостей на Magnit-news.ru