Традиция пушкинских выставок существует в МКГ с 1996 года (предыдущая проводилась в 2022 году и была посвящена 185-летию со дня смерти поэта), но каждый раз эти экспозиции радуют зрителей узнаванием знакомого и удивляют встречей с чем-то новым, но главное – подтверждают, что и в XXI веке личность и творчество величайшего русского поэта продолжают вызывать живейший интерес.
«Новая встреча с Пушкиным» занимает весь второй этаж картинной галереи.
В экспозиции представлено 345 работ, всего же в запасниках Магнитогорской картинной галереи хранится более 570 экспонатов, связанных с А.С. Пушкиным: оригинальные, известные и неизвестные образы поэта, оттиски, бюсты, иллюстрации к его произведениям художников и скульпторов, которые собирались в течение 35 лет, и эта коллекция продолжает пополняться. Специально для выставки по запросу галереи 11 работ прислали авторы из Екатеринбурга, Красноярска, Тюменской области и «Арт-дуэт» юных художниц из Челябинска. Одна из картин была написана специально для выставки. Работы гостей отмечены оранжевыми этикетками, часть из них останется в фондах.
На выставке представлена графика, живопись, ДПИ, скульптура, но самый большой раздел – графика. Это и книжная иллюстрация, и миниатюры (экслибрис). На то, чтобы подготовить эту выставку, потребовался месяц, рассказала главный хранитель музея Марина Абрамова. Она провела подробную экскурсию по экспозиции и познакомила нас, а следом – и наших читателей, с творениями художников: это увлекательное путешествие в пушкинскую эпоху, рассказ средствами изобразительного искусства о жизни и творчестве российского гения.
Уже на лестнице нас встречает работа в технике бумагопластики магнитогорского художника и педагога Бориса Гагарина «Татьяна и Онегин». Такие хрупкие вещи в запасниках хранят в специальной коробочке, поясняет Марина Филипповна. А открывает экспозицию огромный холст известного художника и пушкиниста Леонида Гервица «Пушкин в Михайловском», написанный в 1988 году. В свое время МКГ приобрела эту картину у самого автора, жившего в Санкт-Петербурге, а впоследствии переехавшего в США.
– В этой работе художник поставил перед собой цель передать ощущение вдохновения – этого движения тонких струн души. И, конечно, для этого художнику нужен был ветер. Автор большой кистью дает эти объемы, задает направление кронам кустов, деревьев, и ощущение это возникает, – поясняет Марина Филипповна. – На этом фоне природы появляется фигура Пушкина с тросточкой, с которой он любил гулять, и мы буквально чувствуем, как поэтические строки приходят ему на ум.
Ссылка в Михайловском, последовавшая сразу же за четырехлетней южной ссылкой, была и изоляцией для вольнолюбивого, ценившего общество друзей поэта, и возможностью уединения для работы над «Евгением Онегиным», «Борисом Годуновым» и другими произведениями.
Лики поэта
Пушкин неизменно узнаваем, каким бы не представлялся он художнику – будь то похожим на испанского гранда в виртуозных гравюрах российского художника испанского происхождения Луиса Ортеги, признанных в 1970-е лучшим графическим обликом поэта, или фактически мавром, с огромными глазами, пухлыми губами в литографии Валерия Мишина. Это не просто портрет, но целый образ судьбы – на шляпе поэта разворачивается целая мизансцена с видами Санкт-Петербурга, напыщенных обитателей света, легко и изящно сталкивающих «наше все» с ее края в вечность.
Вот совершенно огромный, настолько, что даже не помещается в формат холста, большеглазый Пушкин работы Олега Яхнина – кажется, не мы пришли посмотреть на него, а он – на нас, на «племя младое, незнакомое» и спросить, достойны ли мы его величия, в нашем-то XXI веке? Вот поэт гуляет с музой, а вот беспечно болтает пятками, лежа в траве и, жуя травинку, сочиняет новую строфу. Тут переживает вместе с друзьями-декабристами трагедию их восстания, здесь – с восторгом смотрит на прекрасных дам. А вот парящее с голым торсом меж лугов и ромашек: неожиданно рыжее «солнце русской поэзии» авторства Елены Щетинкиной.
Челябинская керамистка и художница, Елена Александровна – участник самых давних «пушкиниан» МКГ. Мы видим не только ее великолепные акварели, но и интересные композиции из фарфора, например «Поэт и муза» или блюдо с изображением поэта. А вот совершенно нехрестоматийный, но очень выразительный бюст из шамота и выразительнейшим взглядом эмалевых глаз. И в волосах золото листьев – то ли намек на лавровый венок, то ли на листопад болдинской осени.
У всех вызывает буквально оторопь «черный квадрат» известного магнитогорского художника Вениамина Захарова-Холмского, однако, приглядевшись, можно увидеть и овал лица с характерными бакенбардами, и пушкинские миндалевидные глаза, и алые губы из темноты – как намек на кровь погибшего на дуэли поэта, а может, его право глаголом жечь сердца людей и после своей смерти, считает Марина Абрамова.
Родившийся в дворянской семье, имевший дядю-поэта, в доме которого собирались известные авторы того времени., Пушкин рос в среде, где в основном говорили по-французски, но с другой стороны немало впитывал и устной народной речи от своей нянюшки, других представителей народа, и, в итоге, стал творцом того русского языка, что во-многом мы используем и поныне.
За краткие 37 лет своей жизни Пушкин успел написать очень много и достичь в своих произведениях той мудрости, глубины видения жизни, которая совсем не вяжется с таким еще молодым по меркам наших современников возрастом. Яркость личности Пушкина, его всеобъемлющий взгляд на свое время и историю отобразил в своих многокрасочных полотнах «Зеленый всадник», «Цыганка гадала» челябинский художник Константин Фокин.
Дополняет пушкинский образ и приметы той эпохи. Художница из Екатеринбурга Регина Буглеева предоставила МКГ для выставки ряд портретов людей начала XIX века. Помогают прочувствовать атмосферу, вдохновлявшую поэта, и такие работы, как акварель Вадима Смирнова, в туманных, холодных питерских тонах изображающая тот самый дом на Мойке, 12, и гуашь Клары Калинычевой «Михайловский пруд», и серия ксилографий Леонида Хижинского «Пушкинские места», где мы можем увидеть Тригорское, Михайловское, и домик няни, и могилу поэта.
«Я – памятник себе…»
Произведения Пушкина вдохновляли множество иллюстраторов. Вместе с Александром Сергеевичем художники размышляют о таких темах, как поэт и власть, рок и судьба, любовь к Родине и отверженность ею, роль личности в истории, наслаждаются легкостью его любви к жизни и солнечным восприятием мира. А то и вместе с ним играют в смыслы, как Сергей АЙНУТДИНОВ в своей серии-анаграмме из 8 шелкографий «Литератушки». Каждая из работ не только рассматривает тот или иной аспект творчества и биографии поэта и создает у каждого зрителя свои ассоциативные ряды, но и играет в загадки: первые буквы их названий собираются в «А. С. Пушкин».
Графика занимает большую часть этой экспозиции и напоминает нам о набросках на полях пушкинских рукописей. Здесь мы увидим огромное разнообразие техник – рисунки пером (в том числе – гусиным), фломастером, карандашом, типографский карандаш, акварель, пастель, станковая графика – большое разнообразие и различного вида гравюр.
Вот прекрасные цветные литографии знаменитого художника-иллюстратора Виктора Вильнера к пушкинским «Игрокам»: он единственный, кто создает свои работы сразу на десятках досок – для каждого цвета отдельно, чтобы потом они идеально отпечатались на одном единственном листе. При этом станковые листы Вильнера – это не просто иллюстрации, но переосмысление пушкинских произведений, героев и ситуаций, а Петербург, на фоне которого происходят все действие, здесь – своеобразная матрица для воображения автора, который развивает ход событий, создавая новую реальность видений.
Вот прекрасные офорты Анатолия Смирнова к «Повестям Белкина», великолепно воссоздающие и атмосферу эпохи, и характеры персонажей. А вот серия иллюстраций к «Каменному гостю» Александра и Валерия Трауготов из Санкт-Петербурга. И в каждой отсвет самого поэта – ведь в «Маленьких трагедиях» Пушкин много говорит со своими героями, вкладывает в их уста свои мысли и переживания.
Тема взаимоотношений личности и власти много занимала Пушкина, а, вслед за ним, и художников, работающих над иллюстрациями к его произведениям. В его драме «Борис Годунов» не случайно появляется образ летописца, инока Пимена – свидетеля убийства царевича Дмитрия, того самого писателя, которому не давала молчать его совесть.
Хорошо представлена эта тема в серии литографий к «Борису Годунову» известного художника из Санкт-Петербурга Анатолия Слепкова, в свое время подаренных галерее автором. Несмотря на то, что это был дипломный проект еще молодого художника, настолько ярко среди темного фона, напоминающего нам о том темном времени, выписаны характеры и самого Годунова, и Пимена, и Мнишек, и Шуйского с боярами, и представителей народа, что часть этих работ сразу же после диплома выкупил Пушкинский музей.
Не менее интересны образы героев других произведений – сказок и едких эпиграмм, «Капитанской дочки», «Полтавы», «Пиковой дамы», «Онегина» и многочисленных лирических стихотворений. Кстати, в экспозиции можно увидеть и некоторое количество книг великого поэта с иллюстрациями российских и советских художников. Иллюстрировали они и биографические издания – например, здесь есть прекрасные листы из серии иллюстраций Вячеслава Михайлова к книге Г.Б. Пинского «Александр Пушкин. Люди и годы», причем в своей работе автор использовал такое же гусиное перо, каким писал сам поэт.
Авторы смогли создать живые, искренние и выразительные образы поэта. В каждой представленной на выставке работе Александр Пушкин абсолютно разный и абсолютно узнаваемый. Широта обобщений и внимательное отношение художников к пушкинским текстам и интересным фактам биографии, позволили убедительно воплотить не только образы гения и литературных героев, но и создать оригинальные художественные интерпретации произведений, отмечает искусствовед.
Оценить по достоинству творчество авторов можете и вы. Поторопитесь! Выставка будет открыта только до 19 мая.
Похожие материалы
- К 90-летию МГТУ открыли большую выставку в Магнитогорской картинной галерее
- “Волшебное рукоделие” можно увидеть в картинной галерее Магнитогорска
- В картинной галерее открылась выставка живописи магнитогорского художника Дениса Деменева
- Предчувствие весны. Выставка самобытного художника Назира Гайфуллина открылась в Магнитогорске
- ММК глазами художников можно увидеть в Картинной галерее
Наталья ЛОПУХОВА
Фото Динара ВОРОНЦОВА