Сейчас «Шустрый» – заместитель командира взвода. Вместе с сослуживцами Александр выполняет самые разные задачи: от минирования-разминирования до доставки еды товарищам на задании. И самым сложным в своей службе называет простое стремление:
– Уберечь жизни своих пацанов. Остальное все можно пережить, перетерпеть. Самое главное – сохранить жизнь каждому!
Не просто мелочи
Вернувшись домой в короткую командировку, Александр, конечно же, навестил девчат-волонтеров движения «Все для Победы», которые за последнее время стали бойцу как родные. Через них можно передать информацию о необходимых вещах, которые постоянно требуются в быту и для выполнения боевых задач. Фронтовая жизнь – это жизнь в окопах, под землей. Там, в полевых условиях, привычные, казалось бы, простые вещи и средства гигиены на вес золота. Элементарно помыться, освежиться – нет возможности. Хорошо в этом случае выручает крем-пенка с пантенолом, говорит Александр. А что уж говорить о каких-то приятностях и «вкусняшках» к чаю! Купить их порой попросту негде, да и лишний раз выходить на поверхность, поясняет наш собеседник, опасно.
– Сверху летят дроны, работают артиллерия, танки, снайперы, – говорит Шустрый. – Самое страшное, конечно, это артиллерия и дроны. Сейчас коптеры везде.
Эффективным средством борьбы с вездесущими беспилотниками являются системы радиоэлектронной борьбы – РЭБ. Комплекс создает определенные помехи для работы дронов противника, подавляет сигнал.
– РЭБ «Купол» может действовать на 360 градусов на расстоянии до полтора километров. При включении этой системы возникает определенный круговой купол, подлетая к которому дроны просто падают и разбиваются, – коротко объясняет принцип действия защиты «Шустрый».
Так же ребятам на фронте постоянно нужны и сами дроны. Без них теперь никуда. Но «живут» они недолго, потому что у противника тоже есть РЭБы.
– Это, в принципе, одноразовое средство. Дроны, по сути, наши глаза. Или ты ногами проходишь пару десятков километров – сколько тебе на это времени придется потратить? Или запустил беспилотник и, находясь на одном месте, тут же видишь все вокруг. При этом и обзор у тебя сверху гораздо больше и лучше, чем просто своими глазами увидишь.
Александр говорит, что работа волонтеров, которые помогают бойцам, находящимся на СВО, неоценима.
– Хочу сказать большое спасибо всем тем людям, которые занимаются гуманитарной помощью для ребят. Вот от души, девочки! – обращается он к помощницам, которые всегда рады встрече с бойцами. – Вроде кажется – какая-то мелочь, но из каждой такой мелочи строится наша общая победа!
Братья меньшие
Александру «Шустрому» недавно исполнилось 33 года. Говорит, что день рождения отмечал тоже в окопе. Правда, «отмечал» – это очень громко сказано. Из «неприглашенных» гостей – только полевые мыши, которых, делится боец, там целые полчища.
– Так с мышками и встречал свой день рождения, – смеется боец.
– А ребята ваши как поздравили?
– Да как… – улыбается Александр. – Суп поели да спать легли.
– А котов у вас там нет, чтобы мышей переловить?
– Есть у нас коты, боевые. Живут с нами, мы их подкармливаем. Они мышей гоняют. А недавно вот кролика завели. Я сам его еще не видел, но ребята скинули фотографию. Родители, наверное, погибли, вот он к нам и прибился, – «Шустрый» показывает снимок милейшего серенького длинноухого создания.
Однако выясняется, что это совсем не кролик.
– Это же зайчонок! – восклицают, умиляясь, девочки-волонтеры. – Как назвали?
– Еще не знаю. Наверное, так и назовем – Кролик, – смеется парень.
– Позывной «Крол»! – тут же, под общий смех, определяют имя меньшему фронтовому товарищу.
«Бракованная птица»
Порой в жизни происходят удивительные вещи, когда с языка срываются фразы: «Бог уберег» или «В рубашке родился». На фронте таких моментов немало. Александр припомнил инцидент, который случился с ним и его бойцами на Соледаре.
– Мы ехали с задания. И сверху на нашу машину сел дрон-камикадзе. Прямо на кабину, – начал рассказ «Шустрый».
Смертоносная «птичка» по идее в первые же секунды должна была взорваться, но что-то, к счастью для наших ребят, пошло не так.
– Представляете, какое было ощущение у всего личного состава взвода? – описывает неординарную ситуацию наш собеседник. – Просто не передать словами! То есть, вроде как он должен рвануть, но при этом мы едем, и ничего не происходит. И мы не знаем, как себя вести. Ведь может сработать в любую минуту и взорваться. Тихонечко остановились, посмотрели. Реально дрон. Просто на кабину упал. Пацаны его аккуратно сняли и расстреляли.
– Испугались, наверное, в тот момент?
– Я считаю, кто не боится, тот совсем дурак! – не задумываясь отвечает боец. – Это – жизнь, и живем мы только один раз!
Не надо лезть на рожон
Александр, отвечая на вопрос: «Строгий ли он командир, и приходится ли ругать своих бойцов?», не скрывает:
– По-всякому бывает! Но по большей части живем мирно. Пока справляемся.
– Как обычно готовитесь к заданию?
– Все, конечно, зависит от ситуации, иногда на «авось» приходится полагаться, порой даже лучше выходит. Но на рожон не надо лезть никогда! Бывает, некоторые ребята просто поторопились, захотели быстрее задание выполнить. Ну, а цена какая? Цена – жизнь! Поэтому нужно думать всегда.
– Какую установку даете своим ребятам перед заданием?
– Когда получаешь задачу, обдумываешь ее и уже потом даешь им указания, чтобы все было разумно и грамотно. Важно и своих командиров не подвести. И при этом необходимо сделать так, чтобы любая поставленная руководством задача была выполнена. Потому что в армии иначе никак.
– Ваши бойцы откуда родом?
– У меня в подразделении большинство – земляки. Более 70 процентов – с Урала: Челябинск, Озерск, Магнитогорск. Еще – из Кургана. Есть Сибирь – Томск. Немного парней из Ставрополья. Возраст в среднем от 25 до 45 лет.
– Вы общаетесь между собой только по позывным?
– Конечно! Это нужно в целях безопасности. Там везде работает разведка СБУ. Это может быть даже какая-нибудь бабулька невзрачная, неприметная, на которую никогда и не подумаешь, или мужичок местный, который вроде просто копается в огороде, а сам собирает информацию. Поэтому только позывные. Это важно и для безопасности семей. У меня во взводе был инцидент, когда мы только туда заехали, еще в самом начале. У одного бойца взломали страницу в соцсетях и сразу написали его жене, что он погиб. Прямо с фотографией, с черной ленточкой. А на самом деле он тут, рядом со мной. Просто оказывают психологическое давление.
– А случалось так, что кого-то действительно, можно сказать, официально считали погибшим, а он оказался жив?
– Да, было. Я как раз в отпуске дома находился. Мне пишут – «Якут» погиб. Возвращаюсь, а он выходит меня встречать, живой-здоровый. Я, конечно, чуть не упал. Спрашиваю: «Ты как, с того света?» Говорит, контузило его, присыпало землей, потерял сознание. Сначала не нашли. Вроде как без вести пропал, посчитали «двухсотым». А потом эвакуационная бригада его заметила, возможно, рука торчала или голова на поверхности, откопали, вывезли. Контузило, конечно, прилично. Но главное, что – живой.
– Сейчас вы учите своих бойцов военным тонкостям, а кто были ваши учителя?
– Я проходил в спецназе полную спецподготовку полгода. Там командиры меня научили хорошо стрелять, драться. Спецназовцу в принципе не надо уметь, к примеру, стрелять из танка. Там у каждого своя работа. Там важна скорость, реакция. Чтобы молниеносно налетели, снесли, и все. Ну и, как говорится, поверить в себя. В принципе больше ничего не надо. Это самое главное для спецназа.
Маленькая Победа
Дома в Магнитогорске Сашу «Шустрого» с нетерпением ждут две главные женщины в его жизни. Это пятилетняя дочурка Виктория – его маленькая Победа и, конечно же, мама Елена. Обе они скучают и очень переживают за Александра. С мыслями о них ложится и просыпается сам боец.
Мама Александра, когда его мобилизовали, тут же начала искать возможности передать сыну на передовую необходимые вещи и посылки из дома. Так она и познакомилась с волонтерами «Все для Победы». Девочки с восхищением замечают, что ради своего сына эта женщина может «горы свернуть», для нее нет ничего невозможного, если речь идет о Саше.
– Мама у меня умница! Она всегда меня поймет и поддержит. Если нужно, «поднимет на уши» всех, – с нежностью отзывается о любимом человеке сын. – Ради них, ради мамы и дочки, я и нахожусь там. И мы должны победить. У нас просто нет другого выбора. И мы обязательно это сделаем. Всегда было так, и сейчас Победа будет за нами!
Похожие материалы
- Военнослужащие из Магнитогорска рассказали о важности гуманитарной помощи на передовой
- Каждый приближает победу, как может: участники СВО рассказали о буднях боевой работы
- «20/22»: первая кинокартина, снятая в зоне СВО, выходит на большие экраны
- Магнитогорского бойца вызволили из плена и вернули на Родину
- В Магнитогорске поддерживают участников специальной военной операции и их семьи
Ирина ЧУРИЛИНА
Фото личный архив бойца