Летом прошлого года ММК обратился в Арбитражный суд Челябинской области с иском к немецкой компании CMI UVK GmBH. Магнитогорский металлургический комбинат потребовал взыскать с фирмы неустойку за нарушение срока поставки товара. Сумма исковых требований составила 148,5 тыс. евро. Дело рассматривали в отсутствии представителей ответчика. Контракт между организациями был заключен в 2020 году.
Немецкая фирма обязалась передать в собственность ММК оборудование для модернизации линии травления в срок до 24 октября 2021 года.
Однако компания не смогла поставить технику в указанный срок. Тогда стороны подписали дополнительное соглашение. Срок поставки оборудования перенесли на середину февраля 2022 года. В итоге фирма лишь частично выполнила контракт. Часть оборудования комбинат до сих пор не получил. В адрес немецкой фирмы направили претензию, однако ответ не пришел.
В контракте указано, что все споры должны разрешаться в суде в Женеве. Однако из-за санкций, введенных Евросоюзом против ММК, комбинат не смог инициировать разбирательства в международном арбитраже. В результате предприятие решило обратиться в Арбитражный суд Челябинской области. Он встал на сторону магнитогорцев. Решение вступит в силу через месяц, если не будет подана апелляционная жалоба.
Может ли российская компания, находящаяся под санкциями, добиться выплаты денег от иностранной фирмы?
С таким вопросом корреспондент 31tv.ru обратился к руководителю судебно-арбитражной практики адвокатского бюро KR&P Екатерине Тумановой.
— Если страна ратифицировала законные нормативные акты, то для нее решения даже иностранного государства, выданные исполнительные документы, направленные по дипломатическим каналам, являются обязательными для исполнения. Если действия исполнительных документов перекрываются санкциями, нужно понимать, на что направлены ограничения, возможно ли преодолеть эти санкции. Если нормативный акт, устанавливающий санкцию, выше или исключает исполнение документа, то я бы склонялась к невозможности исполнения судебного акта, — прокомментировала она.
Несмотря на это эксперт считает, что российским компаниям следует отстаивать свои интересы в суде.
— Нужно понимать, что любые санкции имеют срочный характер. Законы, нормативные акты допускают возможность предъявлять требования в течение определенных сроков. Возможно, санкции будут отменены, срок предъявления позволит после отмены ограничений взыскать деньги. Я думаю, что в любом случае правовая определенность должна быть получена. Это не повод, чтобы отказываться от того, чтобы отсудить какую-то задолженность и признать этот долг. Потом этот долг можно переуступить, продать или дождаться на свой страх и риск возможной отмены ограничений. Если сейчас какая-то возможность отсутствует, не факт, что она будет отсутствовать всегда, — констатировала Екатерина Туманова.
По общим правилам исполнительные документы предъявляются в течение трех лет. Потом этот срок можно продлять, если требования не были погашены.
В мае ММК обратился в суд с иском к чешской компании, которая занималась проектом строительства паровоздушной электростанции на предприятии. Иностранной фирме выставили претензии на 46,5 млн евро.