Эффект «вау»: в ближайшие пять лет туристическая отрасль Челябинской области может вырасти на 15 процентов

Эффект «вау»: в ближайшие пять лет туристическая отрасль Челябинской области может вырасти на 15 процентов

Усилия, предпринимаемые областным правительством для развития туристического потенциала Южного Урала, приносят свои плоды. Челябинскую область чаще стали выбирать туристы из других регионов России. Охотно по Южному Уралу путешествуют и иностранцы. А в туры по региону теперь возят аккредитованные экскурсоводы. Аккредитацию уже получил 51 человек. С 1 марта 2025 года ее наличие — обязательное условие для сопровождения туристических групп. Чем известна Челябинская область среди жителей других российских регионов, какие направления популярны среди гостей, как туристы объясняют свое желание увидеть конкретные места и во сколько в среднем могут обойтись экскурсионные выходные для путешественника — об этом и многом другом «Губернии» рассказал председатель клуба экскурсоводов Александр Прибалгин.
https://t.me/chgub

Каждые выходные в экскурсионные поездки по региону из Челябинска отправляются почти три тысячи человек. И ежегодно количество таких путешествий и туристов системно растет. По словам Александра Прибалгина, развиваться туристическая отрасль Челябинской области начала порядка 15 лет назад, но в последние пять лет этот прирост оценивается в 10-15 процентов. Аналогичный рост председатель клуба экскурсоводов прогнозирует и на ближайшую пятилетку.

Челябинскую область знают по метеориту, Аркаиму и «Трактору»

Кстати, по-настоящему известна Челябинская область в других регионах страны своим метеоритом, Аркаимом, озером Тургояк и командой «Трактор». В последнее время, по словам Александра Прибалгина, узнаваемость формируется и благодаря магнитогорскому парку «Притяжение». Однако до известности на уровне Алтая или Байкала Южному Уралу пока далеко. Но своя ниша у региона уже сформирована.

Эффект «вау»: в ближайшие пять лет туристическая отрасль Челябинской области может вырасти на 15 процентов

Больше всего туристов приезжает летом, но процент демисезонных и зимних экскурсионных туров тоже внушительный.

— Летом туристы часто выбирают сплавы по рекам Ай, Юрюзань, — рассказал Александр Прибалгин. — Такие туры Челябинская область может предложить с середины мая до середины сентября. Зимой популярностью пользуются наши горнолыжные курорты. Особенно их любят жители Казахстана. Часто Челябинскую область выбирают для корпоративного туризма крупные и известные в России предприятия. Они организовывают выезды в среднем по 100 человек. Приезжают раз в год, а для путешествия выбирают, как правило, озеро Тургояк, национальные парки Таганай и Зюраткуль. Если говорить о туристах, которые путешествуют семьями, то они также приезжают чаще всего на Тургояк, а поскольку рядом Златоуст, Сатка, Айские притесы,эти локации также бывают интересны для семейных туров.

Деловые туристы любят гулять по челябинскому бору

Разработаны в Челябинской области маршруты и для деловых туристов — гостей региона, которые приезжают на конференции, семинары, спортивные соревнования и чемпионаты, правительственные мероприятия. Таким туристам зачастую интересны ознакомительные поездки в локации, которые находятся примерно в часе езды от Челябинска, а сам тур по времени занимает примерно половину дня. Деловые туристы любят посещать южноуральские озера, изучать маршруты челябинского городского бора.

Эффект «вау»: в ближайшие пять лет туристическая отрасль Челябинской области может вырасти на 15 процентов

— Мы, кстати, всегда рассказываем деловым туристам, что Челябинск — один из немногих городов страны, где в центре города есть настоящий реликтовый и красивый бор, — добавил Александр Прибалгин. — И что это смешанный лес, в котором можно окунуться в природу, не выезжая из Челябинска.

Столица Южного Урала вообще интересна всем туристам. Экскурсии проходят не только по центру города, но и в Ленинском, Тракторозаводском районах, на промышленных предприятиях, по крышам и подземельям. Также для гостей города-миллионника разработаны тематические экскурсии — военные, спортивные, исторические.

Иностранцы просят туры на Тургояк и Таганай

Чаще всего для туризма Челябинскую область выбирают жители Екатеринбурга, Кургана, Уфы, Казани, Тюмени. Путешественникам из этих городов интересны южноуральские горы. Нередко приезжают и гости из Москвы и Санкт-Петербурга. Но такие путешественники более искушенные.

Выбирают наш регион для отпуска и туристы из других государств. По словам Александра Прибалгина, в Челябинскую область приезжают отдыхать гости из всех стран СНГ, Казахстана, Белоруссии, Киргизии, а также Китая. Большое количество туристов из Поднебесной председатель клуба экскурсоводов объясняет наличием в одном из челябинских вузов соответствующей кафедры. А поэтому среди таких путешественников много студентов.

Эффект «вау»: в ближайшие пять лет туристическая отрасль Челябинской области может вырасти на 15 процентов

— Чаще всего иностранцы запрашивают организацию туров на Тургояк, — добавил руководитель клуба экскурсоводов. — Плюс им интересен бренд-маршрут Челябинской области «К нам прилетают даже метеориты». Вообще, если верить статистике, то самая популярная локация среди гостей Челябинской области — национальный парк «Таганай», на втором месте — «Солнечная долина». Что касается продолжительности по времени пребывания туристов на различных локациях Южного Урала, то это в среднем два-три дня. Желание посетить какие-то конкретные места гости объясняют просто: «Увидели фотографии, теперь хотим посмотреть своими глазами» или «Знакомые были, им понравилось, они рассказали, как там классно, теперь и мы хотим туда съездить».

Изба с печью, колдуны и вода в ведрах в коромысле: привлечение туристов — вопрос позиционирования

Среди гостей Челябинской области немало и тех, кто, будучи убежденным, что одного раза для путешествия по Южному Уралу будет достаточно, потом возвращаются. Такие туристы зачастую признаются: были уверены, что Челябинская область — это про одноразовую поездку, но регион впечатлил своей природной, историей, культурой и количеством мест, которые стоит посетить, так что ограничивать себя одной поездкой было бы неправильно.

Эффект «вау»: в ближайшие пять лет туристическая отрасль Челябинской области может вырасти на 15 процентов

— Туристам главное правильно доносить, что еще может предложить Челябинская область, — убежден Александр Прибалгин. — Южный Урал — край тысяч озер, красивых гор, извилистых рек, уникальных национальных парков, а еще у нас есть пещеры, исторические города. Регион хранит историю пересыльных, золотодобытчиков, может предложить различный экшн и многое другое. И если постоянно доносить до гостей тот масштаб эффекта «вау», который они могут испытать в Челябинской области, то и вероятность возвращения и неоднократного путешествия по Южному Уралу будет увеличиваться. Я, например, очень люблю ездить и возить группы в Тюлюк — мое любимое место в области,это небольшая деревушка у подножия двух гор. С одной стороны — природный парк «Иремель» и одноименная гора, с другой стороны — нацпарк «Зигальга». И туристов очень привлекает особая атмосфера, которую создают изба с русской печью, где можно спать, необходимость носить воду в коромысле, настоящая деревенская баня по-серому, деревенские продукты. Это другой мир. К тому же туристической группе всегда интересно познакомиться с человеком,который, например, плетет берестой или занимается резьбой по дереву или пообщаться с колдуном- ведуном, который может что-то рассказать про деревенских духов. Все это вызывает большой интерес у туристов.

Туротрасль требует порядка

В туризме многое зависит от организационных вопросов: каким было питание по дороге, профессионализм экскурсовода и перевозчика, как себя вел водитель экскурсионного автобуса, каково состояние транспорта и многое другое. Сейчас областное правительство пытается отрегулировать все туристические моменты: от работы экскурсоводов до средств размещения гостей. И, по словам Александра Прибалгина, наводить порядок в отрасли действительно необходимо.

Эффект «вау»: в ближайшие пять лет туристическая отрасль Челябинской области может вырасти на 15 процентов

Именно для повышения уровня сервиса теперь все экскурсоводы Челябинской области обязаны будут получать аккредитацию, ее отсутствие не позволит работать с туристами. Также это один из способов борьбы с теневым рынком гидов и экскурсоводов. Но Александр Прибалгин не исключает, что введение обязательной аккредитации станет толчком для создания искусственного дефицита специалистов в этой отрасли. Тем не менее процесс уже запущен и начал работать. Во многих российских регионах аккредитация для экскурсоводов обязательна уже давно, Челябинская область введения этого механизма ждала три года.

Развивается в регионе и отельная база, активно строятся кемпинги, а чтобы максимально обезопасить природу от человеческого фактора, нацпарки обустраивают маркированные тропы.

Эффект «вау»: в ближайшие пять лет туристическая отрасль Челябинской области может вырасти на 15 процентов

А вот вопрос транспортной доступности пока никак не решается. Даже до известных мест — Зюраткуля, Зигальги, Иремеля — не ходят рейсовые автобусы. Добраться туда можно либо экскурсионной группой, либо на автомобиле. И это, по словам Александра Прибалгина, один из факторов, который сказывается на уменьшении туристического потока.

Отдых в Челябинской области на треть дешевле, чем в других регионах

— А если говорить о ценовой политике, то отдых в Челябинской области относится к бюджетным вариантам, — обратил внимание руководитель клуба экскурсоводов. — К примеру, три дня на Алтае или Байкале обойдутся в среднем в 25 тысяч рублей, на Камчатке, в Карелии, Калининграде или на Кольском полуострове — еще дороже. А в Челябинской области за те же три дня путешествия турист потратит максимум 15 тысяч рублей. Думаю, туры по нашему региону примерно на треть дешевле, чем во всей России.

Источник: Губерния - Южный Урал

Топ

Лента новостей