Город заводов. Кто создавал архитектуру промышленного Челябинска

Город заводов. Кто создавал архитектуру промышленного Челябинска

Одним из предприятий, появившихся в Челябинске в годы первых пятилеток, стал тракторный завод. В истории строительства ЧТЗ отразились невероятно интересные сюжеты международных отношений и выхода Советского Союза из изоляции, заимствование новейших иностранных технологий и создание машиностроительного гиганта руками бывших крестьян, влияние идей социализма на экономику, архитектуру и градостроительство.

Важность предприятия для модернизации сельского хозяйства, его великая роль для обороны страны, примеры самоотверженного труда, наконец, градообразующее значение — всё это описано в десятках книг, написанных о Челябинском тракторном заводе, об этом рассказывается на экскурсиях в Музее трудовой и боевой славы ЧТЗ. Однако изданных томов, экспозиций, выставок, фильмов еще недостаточно: есть неизученные сюжеты, требуется осмысление социокультурного значения завода для города, своих исследователей ждет объемный архивный фонд предприятия (в нем 500 тысяч дел!), хранящийся в Объединенном государственном архиве Челябинской области.

Город заводов. Кто создавал архитектуру промышленного Челябинска
Искусствовед Евгения Конышева на презентации своей книги. Фото Риты Мухамедьяновой, пресс-служба «ЧТЗ-УРАЛТРАК»

Неприкасаемый монолит

Поэтому настоящим событием в культурной и научной жизни Челябинска стало издание новой книги кандидата искусствоведения Евгении Конышевой «Челябинский тракторный завод и соцгород ЧТЗ» (издательство Tatlin, г. Екатеринбург). Автор — известный специалист в области истории архитектуры и градостроительства, среди ее трудов монографии «Европейские архитекторы в советском градостроительстве эпохи первых пятилеток», «Эрнст Май и проектирование социалистических городов в годы первых пятилеток (на примере Магнитогорска)», «Кладбище соцгородов: градостроительная политика в СССР (1928–1932 гг.)», «Градостроительство и архитектура Челябинска конца 1920-х —1950-х гг. в контексте развития советского зодчества».

В предисловии к книге Евгения Конышева отметила: «…До сих пор остаются лакуны на раннем этапе существования завода, окутанного мифами, превратившиеся за долгие десятилетия в незыблемый и неприкасаемый монолит. В этой книге впервые предпринимается попытка максимально полно реконструировать процесс проектирования завода, показать его участников, сложности и перипетии его судьбы. Кроме того, важным для автора было представить завод как значимый памятник промышленного зодчества, архитектурный ансамбль эпохи функционализма».

Город заводов. Кто создавал архитектуру промышленного Челябинска
Строительство ЧТЗ началось. 1930 г.

На страницах новой книги о ЧТЗ представлена история проектирования и строительства одного из гигантов первых советских пятилеток. На основе архивных материалов в книге впервые подробно реконструирован процесс проектирования завода и показана роль американских и советских архитекторов. Описано зарождение замысла социалистического города ЧТЗ, история его проектирования, значимые архитектурные объекты и уточнено их авторство.

Книга Евгении Конышевой насыщена фотографиями, планами, проектами, чертежами, документами, репродукциями картин. Областной архив, Музей ЧТЗ, Челябинский исторический музей и другие хранилища бесценных свидетельств прошлого щедро поделились своими материалами. Особо нужно отметить Челябинский музей изобразительных искусств, который предоставил для книги репродукции полотен, выполненных художниками в начале 1930-х годов для выставки «Урало-Кузбасс»: замечательные портреты членов бригады бетонщиков, ударника Сафразьяна, ударницы-масленщицы, столяра Соколова, а также сцены строительства инструментального цеха, паросиловой, кузницы и других — когда-нибудь эти и другие полотна займут свое место в новых просторных залах музея изобразительных искусств.

Город заводов. Кто создавал архитектуру промышленного Челябинска
Тракторы перед отправкой. ЧТЗ. 1930-е гг.

Генплан в телеграмме

В апреле 1929 года на XVI Всесоюзной конференции ВКП(б) был принят первый пятилетний план развития народного хозяйства. Через месяц глава правительства Алексей Рыков подписал постановление: «Приступить в 1929-1930 годах к постройке на Урале второго тракторного завода с производительностью не менее 40 000 тракторов в год». Выбор пал на Челябинск: здесь пересекались железные дороги, удобные для доставки сырья и отправки готовой продукции в восточные и южные сельскохозяйственные районы страны, к тому же в Челябинске уже строились крупная электростанция и ферросплавный завод, планировалось возведение станкостроительного и других предприятий.

С июня 1929 года в Государственном институте проектирования металлургических заводов в Ленинграде работало специальное бюро. В его задачи входило составление промышленного задания на проектирование будущего завода по выпуску мощных гусеничных тракторов типа Caterpillar-60. Созданное управление «Челябтракторострой» возглавил молодой инженер Казимир Ловин.


Город заводов. Кто создавал архитектуру промышленного Челябинска
Митинг, посвященный пуску ЧТЗ. 1 июня 1933 г.

В марте 1930 года был готов эскизный проект основного тракторного завода. После окончания проектировочных работ большая часть проектной группы выехала в США для консультаций с американскими специалистами и доработки проекта. Советские тракторостроители обратились на завод Caterpillar с предложением оказать помощь в проектировании завода в Челябинске. Однако представители Caterpillar выдвинули неприемлемые условия: оплата в сумме 3,5 млн долларов, полный запрет на экспорт тракторов из СССР в течение 20 лет, а сам проект предлагалось выполнить на английском языке и в британской системе мер.

В качестве фирмы-партнера была выбрана Albert Kahn, Inc, занимавшаяся строительством Сталинградского завода. По заключенному договору Альберт Кан должен был изготовить генеральный план завода, эскизные чертежи зданий основных цехов, разрезы зданий с указанием профилей конструкций и эскизы фасадов, весовые спецификации стальных конструкций в европейских стандартах. На работу отводилось всего три недели, а ее стоимость была определена в 70 тысяч долларов!

Альберт Кан — это архитектурный гений того времени. Он родился в Германии в 1869 году и вместе с семьей переехал в США. В 1895 году архитектор основал собственную фирму. Успех компании принес новаторский метод — использование железобетонных несущих конструкций и перекрытий. Фирма Альберта Кана проектировала промышленные здания для Packard, Ford, Chevrolet, Cadillac, Chrysler. Цеха, как и заводы в целом, не проектировались индивидуально, а компоновались из готовых модулей и лишь корректировались в соответствии с конкретной задачей. Потому в реализованном проекте ЧТЗ можно увидеть архитектурные решения, воплощенные также в Детройте, Дирборне, Рочестере и Индианаполисе.

Город заводов. Кто создавал архитектуру промышленного Челябинска
Телеграмма Казимира Ловина с описанием генплана ЧТЗ, направленная им из Детройта в Челябинск 7 июня 1930 года

В архиве Челябинской области хранится телеграмма Казимира Ловина, направленная им из Детройта в Челябинск 7 июня 1930 года: на пяти страницах изложен генеральный план завода с указанием цехов, корпусов, их размеров и привязки к местности. Об этом, а еще о строительстве завода и «вальсе бетонных ночей», проектировании соцгорода и архитекторе Андрее Бурове искусствовед Евгения Конышева написала в своей книге.

Источник: Южноуральская панорама Онлайн

Топ

Лента новостей