Одним из предприятий, появившихся в Челябинске в годы первых пятилеток, стал тракторный завод. В истории строительства ЧТЗ отразились невероятно интересные сюжеты международных отношений и выхода Советского Союза из изоляции, заимствование новейших иностранных технологий и создание машиностроительного гиганта руками бывших крестьян, влияние идей социализма на экономику, архитектуру и градостроительство.
Важность предприятия для модернизации сельского хозяйства, его великая роль для обороны страны, примеры самоотверженного труда, наконец, градообразующее значение — всё это описано в десятках книг, написанных о Челябинском тракторном заводе, об этом рассказывается на экскурсиях в Музее трудовой и боевой славы ЧТЗ. Однако изданных томов, экспозиций, выставок, фильмов еще недостаточно: есть неизученные сюжеты, требуется осмысление социокультурного значения завода для города, своих исследователей ждет объемный архивный фонд предприятия (в нем 500 тысяч дел!), хранящийся в Объединенном государственном архиве Челябинской области.
Искусствовед Евгения Конышева на презентации своей книги. Фото Риты Мухамедьяновой, пресс-служба «ЧТЗ-УРАЛТРАК»
Неприкасаемый монолит
Поэтому настоящим событием в культурной и научной жизни Челябинска стало издание новой книги кандидата искусствоведения Евгении Конышевой «Челябинский тракторный завод и соцгород ЧТЗ» (издательство Tatlin, г. Екатеринбург). Автор — известный специалист в области истории архитектуры и градостроительства, среди ее трудов монографии «Европейские архитекторы в советском градостроительстве эпохи первых пятилеток», «Эрнст Май и проектирование социалистических городов в годы первых пятилеток (на примере Магнитогорска)», «Кладбище соцгородов: градостроительная политика в СССР (1928–1932 гг.)», «Градостроительство и архитектура Челябинска конца 1920-х —1950-х гг. в контексте развития советского зодчества».
В предисловии к книге Евгения Конышева отметила: «…До сих пор остаются лакуны на раннем этапе существования завода, окутанного мифами, превратившиеся за долгие десятилетия в незыблемый и неприкасаемый монолит. В этой книге впервые предпринимается попытка максимально полно реконструировать процесс проектирования завода, показать его участников, сложности и перипетии его судьбы. Кроме того, важным для автора было представить завод как значимый памятник промышленного зодчества, архитектурный ансамбль эпохи функционализма».
Строительство ЧТЗ началось. 1930 г.
На страницах новой книги о ЧТЗ представлена история проектирования и строительства одного из гигантов первых советских пятилеток. На основе архивных материалов в книге впервые подробно реконструирован процесс проектирования завода и показана роль американских и советских архитекторов. Описано зарождение замысла социалистического города ЧТЗ, история его проектирования, значимые архитектурные объекты и уточнено их авторство.
Книга Евгении Конышевой насыщена фотографиями, планами, проектами, чертежами, документами, репродукциями картин. Областной архив, Музей ЧТЗ, Челябинский исторический музей и другие хранилища бесценных свидетельств прошлого щедро поделились своими материалами. Особо нужно отметить Челябинский музей изобразительных искусств, который предоставил для книги репродукции полотен, выполненных художниками в начале 1930-х годов для выставки «Урало-Кузбасс»: замечательные портреты членов бригады бетонщиков, ударника Сафразьяна, ударницы-масленщицы, столяра Соколова, а также сцены строительства инструментального цеха, паросиловой, кузницы и других — когда-нибудь эти и другие полотна займут свое место в новых просторных залах музея изобразительных искусств.
Тракторы перед отправкой. ЧТЗ. 1930-е гг.
Генплан в телеграмме
В апреле 1929 года на XVI Всесоюзной конференции ВКП(б) был принят первый пятилетний план развития народного хозяйства. Через месяц глава правительства Алексей Рыков подписал постановление: «Приступить в 1929-1930 годах к постройке на Урале второго тракторного завода с производительностью не менее 40 000 тракторов в год». Выбор пал на Челябинск: здесь пересекались железные дороги, удобные для доставки сырья и отправки готовой продукции в восточные и южные сельскохозяйственные районы страны, к тому же в Челябинске уже строились крупная электростанция и ферросплавный завод, планировалось возведение станкостроительного и других предприятий.
С июня 1929 года в Государственном институте проектирования металлургических заводов в Ленинграде работало специальное бюро. В его задачи входило составление промышленного задания на проектирование будущего завода по выпуску мощных гусеничных тракторов типа Caterpillar-60. Созданное управление «Челябтракторострой» возглавил молодой инженер Казимир Ловин.
Митинг, посвященный пуску ЧТЗ. 1 июня 1933 г.
В марте 1930 года был готов эскизный проект основного тракторного завода. После окончания проектировочных работ большая часть проектной группы выехала в США для консультаций с американскими специалистами и доработки проекта. Советские тракторостроители обратились на завод Caterpillar с предложением оказать помощь в проектировании завода в Челябинске. Однако представители Caterpillar выдвинули неприемлемые условия: оплата в сумме 3,5 млн долларов, полный запрет на экспорт тракторов из СССР в течение 20 лет, а сам проект предлагалось выполнить на английском языке и в британской системе мер.
В качестве фирмы-партнера была выбрана Albert Kahn, Inc, занимавшаяся строительством Сталинградского завода. По заключенному договору Альберт Кан должен был изготовить генеральный план завода, эскизные чертежи зданий основных цехов, разрезы зданий с указанием профилей конструкций и эскизы фасадов, весовые спецификации стальных конструкций в европейских стандартах. На работу отводилось всего три недели, а ее стоимость была определена в 70 тысяч долларов!
Альберт Кан — это архитектурный гений того времени. Он родился в Германии в 1869 году и вместе с семьей переехал в США. В 1895 году архитектор основал собственную фирму. Успех компании принес новаторский метод — использование железобетонных несущих конструкций и перекрытий. Фирма Альберта Кана проектировала промышленные здания для Packard, Ford, Chevrolet, Cadillac, Chrysler. Цеха, как и заводы в целом, не проектировались индивидуально, а компоновались из готовых модулей и лишь корректировались в соответствии с конкретной задачей. Потому в реализованном проекте ЧТЗ можно увидеть архитектурные решения, воплощенные также в Детройте, Дирборне, Рочестере и Индианаполисе.
Телеграмма Казимира Ловина с описанием генплана ЧТЗ, направленная им из Детройта в Челябинск 7 июня 1930 года
В архиве Челябинской области хранится телеграмма Казимира Ловина, направленная им из Детройта в Челябинск 7 июня 1930 года: на пяти страницах изложен генеральный план завода с указанием цехов, корпусов, их размеров и привязки к местности. Об этом, а еще о строительстве завода и «вальсе бетонных ночей», проектировании соцгорода и архитекторе Андрее Бурове искусствовед Евгения Конышева написала в своей книге.